Оформление приемной и групповой комнаты побуждает у детей познавательные интересы, эмоции и чувства. На стенах размещены картины и репродукции, стенд или специальные рамки, в которые вставляются детские рисунки, фотографии.
На небольшом расстоянии от пола укреплено зеркало таким образом, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это очень важно для формирования у детей раннего возраста образа себя.
Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта,отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.
Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей. Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты.
Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.
Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться.
Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер. Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового. Развивающая среда должна объективно служить целям физического и психического развития детей. Она, с одной стороны, обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны, позволяет взрослым и детям гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач. Наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры и играть всем желающим. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, в острова и пр.
Группы для детей раннего возраста оснащены оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей раннего возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов.
Следует иметь в виду, что группировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут выполнять общеразвивающую функцию. В то же время материалы и оборудование могут быть специфицированы для каждого направления развития детей.
· Зоны развивающих игр (ленточные столы, укомплектованные игровыми материалами для сенсорного развития, развития мелкой моторики и т.д.)
· Игровые зоны («бытовой уголок», «жилая комната», «магазин», «больница», «парикмахерская»)
· Материалы для развития конструктивно-творческих способностей (конструкторы, строительные наборы)
· Физкультурные уголки, оборудование для двигательной активности детей (горки, качели, велосипеды, качалки, мягкие модули и т.д.)
· Книжные уголки
· Природные уголки
· Уголки театральной деятельности, уголки ряжения
· Уголки изобразительной деятельности
· Музыкальные уголки
· ТСО (магнитофоны)
|